Снижение или отсутствие обоняния снижает качество жизни человека. Оно лишает человека ощущения запахов и может быть опасным при некоторых специальностях (например, при работе на промышленных предприятиях, в системе газоснабжения). Обоняние позволяет установить наличие вредных примесей во вдыхаемом воздухе, ориентироваться в окружающей среде, оценивать качество пищи.
Гипосмия - ухудшение обоняния.
Аносмия - полное отсутствие обоняния, может быть респираторным и эссенциальным.
Гиперосмия - повышение обоняния (встречается при эмоциональном возбуждении).
Кокасмия - извращение обоняния, ощущение неприятных запахов (встречается при беременности, депрессии).
Респираторное нарушение обоняния обусловлено патологическими процессами в полости носа, при которых доступ вдыхаемого воздуха, содержащего пахучие вещества, в обонятельную щель затруднен (при этом наступает гипосмия) или полностью прекращен (что вызывает аносмию).
Респираторная гипо- и аносмия наступают в связи с отёком слизистой оболочки носа (при остром и хроническом рините, синусите), попаданием инородного тела в нос, искривлением перегородки носа, травматическими сращениями в носовой полости, полипами носа. Любое механическое нарушение проникновения воздуха в обонятельную зону становиться причиной нарушения обоняния.
Эссенциальная аносмия возникает при поражении обонятельных клеток, обонятельного нерва или обонятельной зоны головного мозга.
Относительно частой причиной эссенциального расстройства обоняния являются инфекционные заболевания: вирусные (грипп), детские инфекции (корь, ветрянка и др.), при этом происходит повреждение обонятельных клеток.
Травма носа и головного мозга с повреждением обонятельной зоны может привести к необратимому нарушению обонятельной чувствительности.
Опухолевый процесс в верхнем отделе носа, обонятельной зоне головного мозга приводит к односторонней аносмии.
Диагностировать вид нарушения обоняния, назначить правильное лечение под силам только специалисту. А вовремя начатое лечение является залогом благополучного исхода.
Вы можете задать вопрос или посмотреть уже существующие ответы на вопросы пациентов.